fbpx

Святая Женственность – ЕВФРОСИНИЯ Московская


Илья Глазунов «Княгиня Евдокия в Храме» 1979

(святая преподобная ЕВФРОСИНИЯ, великая княгиня Евдокия Московская, 
прапраправнучка великого князя Александра Невского, супруга великого князя Московского Димитрия, прозванного Донским).

Преподобная Евфросиния (в миру — Евдокия) была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны.  В возрасте 13 лет  Евдокию обвенчали с 16-летним князем Московским Димитрием Ивановичем, которого впоследствии нарекут Донским. Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых Земли Русской: святителя Алексия и преподобного Сергия. Это был поистине благословенный брак, имевший большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец.  Автор «Слова о житии…» князя Димитрия писал о совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу».

В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.

Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини — и вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот, дни и ночи проводя в молитве, оплакивая и провожая в последний путь погибших и неустанно посещая пострадавших, помогая им обустроиться. Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле, всеми силами старалась облегчить положение страждущих.

С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Люди, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молились Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. По совету Евдокии  перенесли из Владимира в Москву чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле.
И в тот самый день и час, когда происходила Встреча иконы, Тамерлан в сонном видении увидел великую Гору и Светозарную Жену, окружённую сиянием, со множеством святителей с золотыми жезлами, и молнеиносными воинами, грозно устремившихся вперёд, на его лагерь. Сияющая Жена грозно повелела Тамерлану покинуть пределы России. Впервые безотчётный ужас охватил железного завоевателя; он буквально трясся от страха, вид его был жалок. Восточные мудрецы объяснили Тамерлану, что он увидел Богородицу, великую Заступницу Христиан. Монголы поняли, что уже проиграли эту битву. По совету своих наставников, Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.

После смерти мужа великая княгиня воздержалась от непосредственного участия в государственных делах. Еще при жизни супруга она жила молитвенной жизнью, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, одела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги;  устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к явствам, вкушая постную пищу. Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой.

В 1407 г., после видения архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. Сказание говорит, что вступление великой княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и чудом. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне в канун своего пострига и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец-нищий обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая госпожа великая княгиня, питательница нищих! Ты всегда довольствовала нас пищею и одеждою, и никогда не отказывала нам в просьбах наших! Не презри и моей просьбы, исцели меня от многолетней слепоты, как сама обещала, явившись мне в сию ночь. Ты сказала мне: завтра дам тебе прозрение; ныне настало для тебя время обещания».
Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию. По сказанию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросинии («радость»).

И после кончины, как повествует сказание, преподобная Евфросиния была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи.

Преподобная Евфросиния, в земном своем бытии соединила подвиг материнства (у княжеской четы было 12 детей – 8 сыновей и 4 дочери), подвиг гражданского служения своему народу и духовный монашеский подвиг. Она поистине является образцом Святой Женственности.

Попросить помощи Святой преподобной Евфросинии Московской:

   

 

 

 


error: Копирование материалов запрещено