Статья-перевод поста Нарасимхи Рао в фейсбук
Наше тонкое Я соткано из 5 тонких элементов (стихий) — земли, воды, огня, воздуха и пространства (в порядке по уменьшению плотности). Они контролируются 5-ю чакрами, от Муладхара-чакры до Вишуддхи-чакры. Давайте посмотрим на качества, которые проявляются в духовном искателе, когда на каждый элемент влияет каждая из 3-х гун. Обратите внимание, что люди могут очищать разные элементы в разном порядке.
* * *
Стихия Земли, управляемая чакрой Муладхара, — это структура, стабильность и привычки.
Когда там преобладает Тамас, можно застрять в лени, неразумных привычках и повторяющейся вредной активности. Человеку трудно придерживаться регулярности в духовной практике.
Когда там преобладает Раджас, можно страстно заниматься некоторыми практиками и регулярной активностью и при этом колебаться между одержимостью и разочарованием, которые вызваны большими ожиданиями.
Когда преобладает Саттва, человек занимается практикой регулярно и умиротворенно. Ожидания становятся менее эгоцентричными, и человек не впадает в уныние, если ожидания не оправдаются.
Карма-йога — идеальный путь очищения этого элемента (ЗЕМЛЯ). Человек, идя таким путем, в конечном итоге очищает этот элемент, совершая регулярные действия — будь то служение другим, читая книги и созерцая, совершая ритуалы или что-то еще — и переходя от эгоистических действий к самоотверженным без привязанности к результатам.
* * *
Водная стихия, управляемая чакрой Свадхистаны, это про гармонию, чувство принадлежности, эмоциональность и привязанность.
Когда там преобладает Тамас, можно прочно застрять в такой эмоциональной привязанности к группе / пути / гуру / божеству, которая служит самому себе.
Когда преобладает Раджас, можно быть страстно и эмоционально привязанным к группе / пути / гуру / божеству, и привязанность человека будет колебаться между эгоистическими и бескорыстными мотивами.
Когда преобладает Саттва, можно обладать стабильной и устойчивой привязанностью к группе / пути / гуру / божеству, без всяких мотивов личной выгоды.
Бхакти йога — идеальный путь для очищения этого элемента (ВОДА). Человек, идя таким путем, в конечном итоге, очищает этот элемент, наполняя действия чувством и преданностью — будь то группа или путь или гуру или божество — и трансформируясь от эгоистичных чувств к самоотверженным, без ожиданий.
* * *
Огненный элемент, управляемый чакрой Манипура, — это про силу воли, уважение, мастерство и способности.
Когда там преобладает Тамас, человек стремится к уважению, способностям и власти над другими ради себя самого.
Когда есть преобладающий Раджас, человек страстно стремится к уважению, способностям и власти над другими и самим собой, движимый смесью эгоистичных и бескорыстных мотивов.
Когда есть преобладающая Саттва, человек находится в сосредоточенном, удовлетворенном и бескорыстном стремлении к власти над собственными васанами и инстинктами. (Васана – так называемые программы, предуготовленные привычки и склонности из прошлой жизни, которые проявляются в подходящее время этой жизни).
Раджа йога — идеальный путь для очищения этого элемента (ОГОНЬ). Человек следует этому пути и в конечном итоге очищает этот элемент, направляя свою самооценку и чувство контроля / власти на развитие самоконтроля над собственными васанами и перехода от эгоистического чувства власти к бескорыстному, которое направлено внутрь.
* * *
Элемент Воздуха, управляемый Анахатой чакрой (буквальный смысл: не связанный / неограниченный) — это экспансивность, сопереживание и отождествление со всеми.
Когда там преобладает Тамас, собственные ограниченные интересы перевешивают сопереживание другим, их чувствам и потребностям.
Когда там преобладают Раджас, человек колеблется между сопереживанием к другим и собственными интересами.
Когда преобладает Саттва, человек инстинктивно сопереживает другим, а собственное счастье и благополучие перестают быть гораздо важнее счастья других. Разрыв между ′′Я′′ и ′′другими′′ значительно сужается.
Джнана йога (особенно вивека -различение) — идеальный путь очищения этого элемента. Один выполняет и в конечном итоге очищает этот элемент, направляя свое различение и мудрость, чтобы выявлять, уменьшать и преодолевать интересы ограниченного я, повышать эмпатию к другим и расширять самоидентификацию до неограниченного Я.
Тут предупреждение: теоретическое знание псевдоведанты и повторение как попугай, что все есть Я, — не увеличит саттву в стихии воздуха. Нет иного способа, кроме того, как разотождествляться с собственными потребностями и чувствовать сопереживание окружающим.
* * *
Элемент Пространства, регулируемый Вишуддхи чакрой (буквальное значение: очищение отсутствием) — это тонкость, абсолютная легкость и просто ′′бытие′′ — быть лишённым задач-беспокойств и понятий.
Когда там преобладает Тамас, семена многих задач-беспокойств невидимо разбросаны в тонком сути существа.
Когда преобладает раджас, семена некоторых задач-беспокойств скрываются в самом тонкой сути существа.
Когда в человеке преобладает Саттва, его тонкое существо лишено каких-либо значительных задач-беспокойств — явных или скрытых.
Джняна йога (особенно Ишвара-пранидхана или полное предание себя Богу) — идеальный путь для очищения этого элемента. Человек следует пути и в конечном итоге очищает этот элемент, полностью предавшись Высшему и избавляясь от любых понятий ′′мне нужно быть / испытывать / делать это так и так».
Тут предупреждение: даже огромная вивека (различение) и глубокое сопереживание всем не увеличит саттву в стихии пространства. Понятия и представления продолжают возникать в пространстве сознания. Даже бескорыстные понятия и задачимешают состоянию ′′чистого сознания лишенного понятий «. Нет иного способа, кроме полной капитуляции воле Высшего — ′′sarvadharmaan parityajya maamekam sharanam vraja ′′ (оставьте все дхармы и примите прибежище во Мне).
Свежие комментарии