Понимание Сознания и Эго человека в Буддизме

Понимание Сознания и Эго

 

Европейцы привыкли говорить о Сознании человека как о каком-то осознанном действии, о способности отдавать себе отчет в том, что ты говоришь, о чем думаешь, что делаешь или собираешься делать. А в буддистской традиции Сознание – это особая сущность, которая может иметь множество ипостасей, множество форм и множество ступеней существования. В разных школах говорят либо о 6-ти, либо о 4-х или 8-ми ступенях (видах) Сознания. Хотя Сознание только одно, существуют разные формы или разные СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ этого Сознания. И в зависимости от того, каким сознанием мы обладаем в настоящий момент, мы и находимся на определенной ступени совершенства (или на определенной ступени падения). Все зависит от того, насколько много или мало усилий мы приложили для самоочищения. Дело в том, что даже загрязненное Сознание, т.е. Сознание, которое привязано к формам этого мира, — это не самое плохое.

Самое плохое – не понимать, что твое Сознание загрязнено (= в христианстве: непризнание своей греховности).

Загрязненное сознание – это омраченный ум, загрязненный семенами этого мира. Это цепляющийся разум, хватающийся за этот мир. Это разум, который не может прожить без обсуждения форм этого мира или поступков других людей. Человек, думающий о том,  плохо ему или хорошо, человек, стремящийся к чему-то – не обязательно к материальным благам, но даже человек, стремящийся к совершенству – это человек, обладающий цепляющимся сознанием. И это плохо: это не дает освободиться и успокоиться. Ведь такое Сознание порождает заинтересованное отношение к этому миру. Человек активно пытается участвовать во всем том, что происходит вокруг него (или если говорить точнее, в том, что кажется ему происходящим).

Такой загрязненный ум человека разделяет весь мир на мое и чужое, на себя и других, на субъект и объект. В этом разделении пропадает Всеобщность. Человек начинает относиться к другим существам или другим предметам несколько иначе, чем к самому себе. Это и есть загрязненное Сознание. Оно как бы больно своим Я, своим ЭГОИЗМОМ, эгоцентричностью. Это как раз то, что и следует преодолевать. Вокруг этого эгоизма строится все наше отношение к миру. Это как бы ось всех различных загрязнений, искажений и иллюзий. Зачастую мы кажемся себе очень значимыми, очень важными. И суть своей личности – как психической, так и физической – мы не способны преодолеть. Человек пребывает в этом загрязненном Сознаниии.

Чтобы очиститься, надо опустошить Сознание. Никакого субъективного отношения к миру быть не должно. Это достигается разными способами. Поэтому в буддизме существуют разные школы. Этого можно достичь и путем медитации, и путем совершения благих поступков (накопление благой кармы). Но главное, что необходимо человеку для того, чтобы выйти из круга загрязнений,  — это прежде всего осознать их наличие. Будда, которому удалось преодолеть ощущение собственного Я, и есть яркий пример того, как человек преодолевает свое загрязненное Сознание и выходит на более высокий уровень. Такой человек обладает уже таким Сознанием, которое в буддизме называется Сознание-Сокровищница или Сознание-Вместилище. Это Сознание, которое содержит в себе все формы мира, порождает весь этот мир и одновременно не привязано к этому миру. Оно свободно и открыто энергии Абсолюта и из него могут произрасти благие семена, поливаемые Абсолютом.

 по материалам фильма «Тайны тибетских монахов»


Метки: , ,


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Current day month ye@r *