Икона Андрея Рублева «Спас в силах»


Одна из сильнейших икон работы Андрея Рублева – «Спас в силах». Эта икона глубоко символична. Неудивительно, что икона «Спас в силах» в ХV веке становится на Руси центральной и самой большой в храмовом иконостасе.

Спаситель на иконе изображен «в силах» — окруженный ангелами, силами небесными. Но слово «силы» в названии иконы может иметь и второй, более глубокий смысл.

Во времена написания иконы богословы  и многие мыслящие люди вели бурные споры о Божественных энергиях, и  появление иконы «Спас в силах» связано с этими спорами. Есть предположение, что в иконе «Спас в силах»  монахи-исихасты символически передали знание о Божественных энергиях.  Алый ромб, алый квадрат и зелёный овал, на фоне которых изображён Спаситель – это символы драгоценных камней – ясписа, сардиса и смарагда.

Возможно, исихасты основывались на информации из Откровения апостола Иоанна,  которое наполнено пророчествами о будущем человечества. В нем есть такие строки: «и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр 4: 2-3). Яспис (яшма) бывает разного цвета, но богословы определяют его как красный камень. Сардис (греч.  – сердолик) – камень красного или жёлто-оранжевого цвета. Смарагд (церковно-славянское название изумруда) – камень зелёного цвета.
Богословами того времени упоминаются   три главне энергии Бога Отца: Бытие (Естество) Божие, Благость (Благодать) и Мудрость (Премудрость).

Ведь именно о Боге Отце всегда говорят как о «Сидящем на престоле». А раз Бога Отца изобразить невозможно, то «Сидящим на престоле» изображён Сын Божий Иисус Христос. Ведь он обладал всей полнотой энергий Отца даже будучи в воплощенным человеком. То есть «Спас в силах» – это образ Иисуса Христа, Спасителя мира, Спаса, окружённого (такими же, как у Отца) энергиями (силами), символом которых и являются драгоценные камни яспис, сардис и смарагд…
В Библии «камнем живым» назван Спаситель (1 Пет 2: 4), «живыми камнями» именуются апостолы (1 Пет 2: 5), «камнем» Христос нарекает апостола Петра (Ин 1: 42).  Ведь камень – это символ духовной твердости.

Но это не единственная причина, по которой христианские мистики — исихасты, использовали образ камней для передачи божественных знаний. Ведь многие исихасты обладали духовным вИдением, конечно, могли наблюдать энергетические поля как человека, так и кристаллов.

И совсем не случайно изумруд, который издревле считался «камнем мудрости и хладнокровия», оказался символом Божественной Премудрости. Считалось: кто носит изумруд, не сделает неверного шага, не причинит зла.

И сердолик не случайно является библейским символом Божественной Благодати, или Любви. Ведь название «сердолик» означает «радующий (или напоминающий) сердце».  Считалось, что сердолик обладает свойством оберегать живых от смерти и болезней, дарит счастье и покой, улучшает настроение, помогает в любви…
О свойствах красной яшмы на Руси говорилось, что этот «красный камень сердце овеселит и кручину и неподобные мысли отгонит, разум и честь умножает, силу и память человека врачует». Яспис – символ новой бессмертной природы человека, которая «придёт на смену» его смертной белково?нуклеиновой природе.

Таково недоказанное, но вполне обоснованное мнение некоторых ученых о мистическом смысле иконы Рублева «Спас в силах».


Метки: ,