Осуждение


Маленькие дети никого не осуждают. Они простодушно взирают на мир, и если им делают больно – они плачут, но не осуждают. Также «плачут» о наших грехах, не осуждая нас, и святые на Небесах. Если бы мы были «как дети», как заповедано нам Свыше, мы бы реагировали на травмирующие нас обстоятельства, как дети – простодушно, без осуждения.

Осуждение и его природаНо отягощенная грехами наша душа утратила свое простодушие, поэтому у каждого из нас страсть осуждения проявляется в течение каждого дня очень много раз. Беда в том, что мы так к ней привыкли, что воспринимаем ее чем-то естественным, не считаем грехом. Зачастую мы ее даже не замечаем. Однако осуждение подогревается и подбрасывается человеку нижними мирами, и, проявляя осуждение, человек в этот момент отрывает себя от Бога и прилепляется к Лукавому.

«Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешать, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое» (св. Иоанн Лествичник).

Гордыня → осуждение → гордыня и презрение

Осуждение произрастает и укореняется в душе человека на основе гордыни (слово «гордыня» происходит от слово «горЕ», т.е. сверху). По причине нашего гигантского эго мы считаем себя выше других, смотрим «сверху на другого человека», а, значит, мы вправе вершить суд над ним, ведь мы считатем, что всегда лучше знаем, как правильно). Но никто, кроме Бога не имеет права выносить суд человеку: только Ему ведомы все обстоятельства жизни каждого из нас, только Он знает, раскаялся человек или нет, только Он знает прошлое, настоящее и будущее, чего не знаем мы, чтобы судить кого-то. Возможно, человек уже раскаялся, и грех с него уже снят Богом, а мы этого не знаем, и продолжаем его осуждать. А возможно, какое-то деяние Бог даже не вменил человеку в грех, по разным причинам. Осуждая, мы ставим себя на место Бога: «Судить – значит бесстыдно похищать сан Божий, а осуждать – значит погублять свою душу» (Иоанн Лествичник).

Осуждение не только порождается гордыней, но и укрепляет ее. Возникает порочный круг: от нашей гордыни мы начинаем осуждать других людей или ситуации, и тем самым еще сильнее впадаем в гордыню. Помимо усиления гордыни осуждение также рождает от себя презрение. «Давая себе себе высокую цену и высоко о себе думая, с высока смотрим мы на других, осуждаем их и презираем», — говорили учителя духовности. Таким образом, если в наших суждениях о мире и людях мы замечаем в себе презрительное отношение к ним, можно быть уверенными, что мы впали в осуждение.

Воздаяние (неблагая карма) за осуждение

Зачастую мы отяжеляем свой грех осуждения еще и тем, что обсуждаем свою критическую точку зрения с другими людьми, тем самым вводя в грех и их, провоцируя на осуждение. Таким образом мы отягощаем свою карму в несколько раз – за собственное осуждение и за порождение греха в других. Вот что говорят об этом Ведические источники:

«Невежда склонен оскорблять мудреца своим злым умыслом и ударами в спину. Поступая таким образом, критик берет на себя груз грехов этого мудреца, которые тот сбрасывает с себя благодаря тому, что прощает эти оскорбления».

(Махабхарата, Удйога-парва 36.5)

Святой Иоанн Лествичник предупреждал людей о том, что «за какие грехи осудим ближнего, в те впадем сами, иначе не бывает».

Осуждение и рассуждение: в чем разница

Осуждение часто путают с рассуждением, тем самым давая себе право осуждать под предлогом того, что «ведь надо отличать добро от зла». И это верно, добро действительно надо отличать от зла, и рассуждение святые отцы считали одной из высших добродетелей человека. Но мы, якобы рассуждая, часто все равно остаемся пристрастны, т.е. в своем «рассуждении» проявляем страсть. Главное же отличие осуждения от рассуждения в том, что:

Рассуждение исключает страсть, а осуждение исключает Любовь. Т.е. если мы, рассуждая о чем-то, делаем это без любви, значит, это осуждение, а не рассуждение.

Если мы хотим, чтобы человек заметил свое неблагое деяние, то нами должно двигать желание ему помочь, забота о его душе. Мы должны говорить ему о его поступке только с любовью, потому что иначе, во-первых, мы не донесем до него это знание, а, во-вторых, навлечем на себя его неблагую карму (грехи). Примечателен в связи с этим пример, который подает нам святой Пимен Великий:

Однажды к преподобному Пимену Великому пришли иноки и сказали, что в келье одного из братий они видели женщину. Преподобный пошел с ними к брату.
Войдя к последнему, он догадался, что брат спрятал женщину под пустой кадкой. Святой сел на кадку и предложил братии обыскать келью. Когда те ничего не нашли, Пимен дал им строгий выговор за напрасное осуждение брата и выслал вон из кельи.
Когда братья ушли, он кротко и с любовью сказал согрешившему: «Подумай о душе своей, брат». Тот пал в ноги к старцу и просил простить его и с тех пор стал исправным иноком.

Способность к рассуждению – это часть истинной природы человека, заложенная в него Богом. Однако этот чистый дар Божий, искажаясь под влиянием нашей греховой природы, превращается в осуждение. Т.е., можно сказать, что осуждение – это чистая природная способность к рассуждению + бес. И наша задача — очистить свою природу от влияния Лукавого. Рассуждение основывается на мудрости, которая приходит к человеку по мере его духовного роста в процессе продвижения по духовному пути. Поэтому, когда мы еще незрелы духовно, нам вообще стоит воздерживаться от суждения и вразумления других людей, а заниматься своей душой, вынимать «бревно из своего глаза», а не чужого.

Осуждение – признак невежества

Чем выше человек духовно, тем менее он склонен осуждать других. Высоко духовный человек, имея опыт работы со своими грехами, более склонен к состраданию в отношении других, он понимает, как им сложно.

Вот какую историю рассказывают о беспредельной способности неосуждения Пимена Великого:

В его присутствии рассказывали про авву Нестория, что тот переносит терпеливо леность и сонливость ученика своего. Авва же Пимен сказал: «Если бы я был на его месте, то и подушку бы положил ему под голову».
«Как же бы ты отвечал за него Богу?» — спросили его. — Я бы сказал Богу, — отвечал ему авва Пимен, — Ты Сам, Господи, сказал: «Лицемер, вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твого».
Прп. Пимен говорил также: «Когда мы покрываем согрешения братий, Бог прикрывает наши согрешения… Никого не обличай, не поноси, даже и крайне худых по жизни своей. Распростри одежду свою над падающим и покрой его».

Святой Иоанн Лествичник учит: «Скорые и строгие судьи прегрешений ближнего потому этой страстью болеют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и печали о своих собственных согрешениях.
Ибо если кто, без покрывала самолюбия, верно взглянет на свои злые дела, то не будет уже заботиться ни о чем другом, кроме них, справедливо рассуждая, что и на оплакивание себя самого недостанет ему времени всей своей жизни. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия и осуждения».

Еще одним критерием отличия осуждения от рассуждения является отсутствие доброты в наших суждениях. Никодим Святогорец говорил: «Видим недостатки в ближнем и состояляем о нем недоброе мнение». Веды говорят, что видеть плохое в другом – это признак невежества: пчела привлекается нектаром, а муха… экскрементами. Осуждение – это сужение: сознания, сердца, когда человек видит, высветляет только плохое, а это – признак невежества.

Как быть, если осуждают нас

Мы часто попадаем в ситуации, когда мы испытываем на себе осуждение со стороны других людей. Если нам становится об этом известно, в наших несовершенных душах рождается ответная реакция – мы начинаем осуждать тех, кто осуждает нас. Однако нам следует знать, что от того, как мы отреагируем на осуждение – зависит наша дальнейшая судьба. Вот что говорят об этом Веды:

«Человек, которого критикуют, не должен критиковать в ответ, даже если эта критика причиняет ему боль. Если же он будет это терпеть, то его терпение само уничтожит его критика, забрав у него все хорошие качества (последствия хороших поступков), которые перейдут к этому человеку».

(Махабхарата, Удйога-парва, 36.5)

«Критикующий нас уничтожает наши грехи».

(Брахма Пурана 163.20)

А вот как рекомендуют поступать в случае осуждения нас другими людьми святые отцы христианства:

  • Необходимо призвать Бога;
  • Попросить смирения;
  • Помолиться за осуждающего нас человека (чтобы Господь простил ему грех осуждения и дал разума), и ни в коем случае не поддаваться на бесовскую провокацию осудить человека в ответ.
  • Далее следует провести тщательный анализ, какими своими несовершенствами мы могли спровоцировать такое отношение к нам человека, и есть ли в таком его суждении рациональное зерно. После такого размышления во многих случаях оказывается, что осуждение возникло не на пустом месте. Осуждение со стороны других может подсказать нам, над чем нам надо работать.

Психосоматика осуждения

Осуждение приносит ряд психосоматических болезней, которые зависят от того, как и кого мы осуждаем:

  • Осуждаем то, что видим – проблемы со зрением.
  • Осуждаем то, что слышим – проблемы с ушами.
  • Если мы осуждаем словами – это приносит болезни ротовой полости (стоматит, герпес и т.д).
  • Если при этом осуждение не высказано – это приводит к болезням в области горла, в том числе щитовидной железы.
  • требовательное осуждение — проблемы спины;
  • гневное осуждение — проблемы печени;
  • мстительное осуждение — проблемы с зубами и деснами;
  • упрямое осуждение – почки (возникновение камей, цистит).
  • осуждение с грустью и печалью – страдает мочеполовая система;
  • осуждение экономических проблем – страдают ноги.
  • Хроническое осуждение, особенно в связке с ненавистью и гневом, может вызвать тяжелые болезни: онкологию, алкоголизм, наркоманию (в т.ч. у детей тех родителей, которые проявляют осуждение).

Как избавиться от осуждения

Многие святые учителя говорят о том, что избавиться от осуждения очень сложно – именно по причине того, что его тяжело заметить. Нужно быть очень внимательным к своей душе и замечать в себе импульсы этого греха и честно его признавать. Тот, кто научится отслеживать в себе страсть осуждения – заметит в себе и базовые грехи: гордыню и тщеславие, и тогда у него появится возможность работать над причиной многих своих проблем. Избавление от осуждения происходит постепенно, посредством духовной практики и работы над собой, и это возможно только с помощью Бога. Необходимо регулярно каяться и просить Бога об избавлении от осуждения, всякий раз, когда оно проявляется. Это долгий путь и настойчивая работа, но она того стоит. Ведь если мы избавляемся от суждения – мы избавляемся и от многих других грехов, «сцепленных» с ним, а если не избавляемся – весь наш духовый труд может не иметь желанного плода. Вот какую печальную историю хранит об этом святоотеческая традиция:

Один инок посетил старца-аскета, жившего в пустыне в глубоком уединении. В разговоре пустынник справился об одном брате и узнал, что тот так же, как и ранее, живет нерадиво. Вздохнул старец и сказал: «Ох!»
Сейчас же после
этого слова старец замолчал, а пришедший инок увидел, что страх и скорбь изменили его лицо.
— Что случилось, отче? — спросил посетитель.
— Тяжел для меня сегодняшний день, — отвечал пустынник. — Только что ангел Господень сообщил мне, что весь труд моей пустынной жизни сейчас потерян мной за осуждение нерадивого брата.
И с горькими слезами ушел старец от посетителя в пустыню.

В заключении нашей статьи о грехе осуждения, хочется вспомнить слова Святого Макария Великого, к которым стоит прислушаться. Он советует нам «употреблять все свое старание вовсе никого не осуждать: ни явную блудницу, ни грешников, ни людей бесчинных, взирать же на всех с простодушным произволением, чистым оком, никого не уничижать, никем не гнушаться и не делать различия между людьми».


Метки: , ,