Григорий Сковорода — Пчела и Шершень

Полный текст произведения Григория Сковороды «Пчела и Шершень» в оригинале.

 

— Скажи мнЂ, Пчела, для чего ты столь глупа? Знаеш, что трудов твоих плоды не столько для тебе самой, сколько для людей полезны, но тебЂ часто и вредят, принося вмЂсто награжденія смерть, однак не престаете дурачитись в собираніи меда. Много у вас голов, но безмозгіе. Видно, что вы без толку влюбилися в мед.

— Ты высокій дурак, господин совЂтник, — отвЂчала Пчела. — Мед любит Ђсть и медвЂдь, а Шершень тоже лукаво достает. И мы бы могли воровски добывать, как иногда наша братья и дЂлает, если бы мы только Ђсть любили. Но нам несравненно большая забава собирать мед, нежели кушать. К сему мы рожденны и не престанем, поколь умрем. А без сего жить и в изобиліи меда есть для нас одна лютЂйшая смерть.

Сила. Шершень есть образ людей, живущих хищеніем чуждаго и рожденных на то одно, чтоб   Ђсть, пить и протч. А пчела есть герб мудраго человЂка, в сродном дЂлЂ трудящагося. Многіи шершни без толку говорят: для чего сей, напримЂр, студент научился, а ничего не имЂет? На что-де учитись, если не имЂть изобилія?.. Не разсуждая слов Сіраха  : «Веселіе сердца — живот человЂку», и не разумЂя, что сродное дЂло есть для него сладчайшее пиршество. Взгляньте на правленіе блаженныя натуры и научитеся. Спросите вашу борзую собаку, когда она веселЂе? — Тогда, — отвЂчает вам, — когда гоню зайца. Когда вкуснЂе заец? — Тогда, — отвЂчает охотник, — когда ганяю.

Взгляньте на сидящаго пред вами кота. Когда он куражнЂе? Тогда, когда цЂлу ночь бродит или сидит возлЂ норохи, хотя, уловивши, и не Ђст мыши. Запри в изобиліи пчелу, не умрет ли с тоски в то время, когда можно ей лЂтать по цвЂтоносным лугам? Что горестнЂе, как плавать в изобиліи и смертно мучитись без сроднаго дЂла? НЂт мучителнЂе , как болЂть мыслями, а болят мысли, лишаясь сроднаго дЂла. И нЂт радостнЂе, как жить по натурЂ. Сладок здЂсь труд  тЂлесный, терпенье тЂла и самая смерть его тогда,  когда душа, владычица его, сродным услаждается дЂлом. Или так жить, или должно умрЂть. Старик Катон чем мудр и щаслив? Не изобиліем, ни чином, — тЂм, что послЂдует натурЂ, как видно в Ціцероновой книжечкЂ  «О старости». Сія одна есть премилосердная мати и премудрая путеводителница. Сія преблагая домостроителница несытому дарует много, а мало дает довольному малым.

Но раскусить же должно, что значит жить по натурЂ. Не закон скотских удов  и похотей наших, но значит блаженное оное естество, называемое у богословов трисолнечное, всякой твари свою для нея часть и сродность вЂчно предписующее. О сем-то естест†сказал древній Епікур слЂдующее: «Благодареніе блаженной натурЂ за то, что нужное здЂлала нетрудным, а трудное ненужным».

А понеже в богЂ нЂсть мужскій пол ни женскій, но все в нем и он во всем, для того сказует Павел: «Иже есть всяческая во всем…»



Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Current day month ye@r *