Духовное развитие: теория или практика?

Духовное развитие: теория или практикаВьетнамский дзен-мастер Тик Нат Хан, известный духовный учитель современности, рассказывает в своей книге «Ключи дзен»:

«Однажды Будде задали вопрос о бесконечности мира, и Будда ответил:

«Бесконечен или конечен мир, ограничен он или безграничен — в любом случае вам нужно освободиться».

В другой раз он сказал: «Представьте себе, что некий человек ранен отравленной стрелой, и врач хочет немедленно извлечь из его тела стрелу. Скажем, этот человек не хочет, чтобы кто-то трогал стрелу до тех пор, пока пострадавший не узнает, кто пустил ее, сколько ему лет, кто его родители и по какой причине он покушался на убийство. Что произойдет? Если он станет ждать ответы на все эти вопросы, то не успеет ничего узнать, так как очень скоро умрет». Жизнь так коротка. Ее нельзя тратить на бесконечные метафизические рассуждения, которые нисколько не приближают нас к истине».

Чему этими словами хотел научить Будда, а вслед за ним и дзен-мастер? Они пытались обратить наше внимание на то, что именно практика способствует духовному росту. Человек, чье «духовное развитие» заключается в бесконечном чтении многочисленных книг, беспорядочном посещении просветительских лекций, но не в практике (потому как на нее «нет времени») – крадет свое собственное время земной жизни, отведенное ему Богом для очищения.  Еще никто не стал святым, бесконечно читая о том, как стали святыми другие, никто не просветлился, просто сидя у ног просветленного, и никто не приблизился к Богу, пребывая в рассуждениях  о теоретических основах бытия. И хотя теория тоже необходима, ибо при чтении истинно духовной литературы приходит осознанность, примеры святых вдохновляют, а вместе со словами действительно духовного человека передается духовная сила — сила благочестия, зарождающая зерно осознанности у слушателя,  — все это более необходимо тем людям, которые находятся на начальном этапе и только пытаются разобраться, что и как происходит. А для тех людей, кто уже стоит на духовном пути и знает, куда и зачем он идет, — ЛИЧНАЯ ПРАКТИКА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ ПЕРВОСТЕПЕННОЕ МЕСТО, ибо только в ней происходят глубокие изменения.

Недаром во многих духовных традициях есть четкие предписания того, что должен делать практикующий каждый день. Например, в православии есть ПРАВИЛО (ежедневное вычитывание определенных молитв + то, что дано человеку духовником как обязательное), у вайшнавов (кришнаитов) есть обязательные 16 кругов Маха-Мантры в день (а это занимает примерно 2,5 часа), в практиках индуизма есть обязательные наработки, прервать которые нельзя и т.п. Такая дисциплина, помимо прочих благ, приучает человека к постоянной практике, и тогда его практика становится частью жизни, а жизнь – практикой.

 



Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Current day month ye@r *